Истории

Театр боевых действий

Как СВО изменила российскую сцену
"Он жил в мире без СВО", - так министр культуры Воронежской области Мария Мазур объяснила причину увольнения основателя и бессменного худрука Воронежского камерного театра Михаила Бычкова. Это увольнение стало одним из многих - за время СВО российский театр подвергся репрессиям такого масштаба, что их впору сравнивать с раннесоветскими.
Приказ об увольнении основателя Международного Платоновского фестиваля искусств и автора спектаклей - лауреатов "Золотой маски" Мария Мазур подписала 21 ноября. А в ответ на возмущение российской театральной общественности разместила в соцсетях обращение, в котором выразилась предельно откровенно: "Глава государственного театра фактически высказался против политики Российской Федерации, за счет которой работал более 20 лет и на средства которой развивал Камерный театр и различные фестивали. Но за все это время Михаил Владимирович не нашел в себе сил признать неправоту, извиниться и изменить свое отношение к происходящим буквально в 300 км от Воронежа событиям. За этот период местные власти и жители отправили на фронт различную помощь на миллиарды рублей, наши бойцы отдали сотни жизней за свободу России, в соседних с нашей областью регионах от атак со стороны Украины погибли десятки гражданских лиц, а мнение художественного руководителя не поменялось".

Сам Бычков в разговоре с коллективом (заботливо кем-то записанном и переданном в Минкульт) сказал следующее: "Моя вина формально может быть отражена только в том, что 24 февраля 2022 года я подписал вместе с другими ведущими деятелями российского театра письмо с призывом остановить военные действия. И сегодня, к сожалению, уже три четверти из тех, кто письмо подписал, своей работы лишились. Вся моя вина в том, что я не скрываю своего несогласия с тем, что делает российское государство".
Увольнение за инакомыслие противоречит духу законодательства РФ даже в его нынешней редакции. Однако учреждения культуры пользуются именно этим инструментом в отношении режиссеров и директоров театров, а спектакли с участием актеров-пацифистов просто убирают из репертуара.
В марте 2022 года в Бурятии уволили лауреата всероссийских конкурсов и премий, режиссера главного драматического театра республики Сергея Левицкого. Незадолго до этого в театре глава Бурятии Алексей Цыденов провёл встречу с деятелями искусств. Говорил, что "вся страна должна сплотиться и объединиться в поддержке решения Путина начать спецоперацию в Украине". Накануне Левицкий в соцсетях рассказал, что ему поручили обеспечить явку артистов на это мероприятие, и добавил: "Я не могу обещать присутствие артистов, так как часть из них будет на гастролях, а у другой части в этот день выходной. Но я буду обязательно, дорогой минкульт, и коли грядущее мероприятие названо "встречей", значит разумеет под собой диалог. Вопросов у меня тьма. Например, хотелось бы услышать истинную цифру наших погибших бурятских ребят, раненых, попавших в плен, а также пропавших без вести. Еще каким чудесным образом наш срочник, отбывший на службу, приезжает грузом 200 уже в статусе контрактника? За что они там погибли, 20-летние парни? В общем, обязательно буду".

На следующий день после встречи его уволили, а также отстранили от работы и в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. Через год после этого актер Артур Шувалов, поддерживавший уволенного худрука, в знак протеста порезал себе вены на сцене во время поклона после спектакля «Театр. Изнанка».
1 марта стало известно об увольнении художественного руководителя Центра имени Мейерхольда Дмитрия Волкострелова. По его словам, на вопрос о причине департамент культуры Москвы ему не ответил. Ранее свой пост в связи с невозможностью продолжения работы на фоне боевых действий на территории Украины покинула директор театра Елена Ковальская.

В мае 2022 года Римас Туминас уволен из театра Вахтангова, где он был художественным руководителем. Это произошло после того, как в сети появилось видео разговора Туминаса с пранкерами - и его слова показались чиновникам несовместимыми с госполитикой России.

В конце сезона 2021-2022 года уволили основателя «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, художественного руководителя «Гоголь-центра» Алексея Аграновича и худрука "Современника" Виктора Рыжакова, а также директора театра Татьяну Баранову.

В августе 2022 по требованию депутата Госдумы Дмитрия Кузнецова Большой театр отстранил от постановок режиссера Александра Молочникова. Депутат от имени созданной «Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры» (ГРАД) требовал уволить Молочникова, если тот не поддержит спецоперацию в Украине. Сам Урин, также подписавший письмо против СВО, продержался в должности дольше - его уволили в конце 2023 года, сменив на Валерия Гергиева.

В ноябре 2022 театр Моссовета не продлил контракт с Александром Филиппенко. Причина - его открытая антивоенная позиция. Он был вынужден покинуть Россию.

В декабре 2022 по решению учредителя уволен директор новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин, который за 23 года вывел региональный театр на международный уровень. После начала СВО его сын - главный режиссер театра Тимофей Кулябин - уволился из театра и покинул Россию.

В декабре же уволена многолетний и легендарный директор Театра Наций Мария Ревякина. В ее биографии руководство МХТ им. Чехова при Олеге Табакове, затем – фестиваль «Золотая маска»... Все перечеркнуло подписание письма против СВО.

В августе из Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» уволили главного режиссера Алексея Крикливого, проработавшего там 18 лет. Тоже за инакомыслие.

В январе 2023 из Московского художественного театра имени Чехова за антивоенные высказывания уволены народный артист России Дмитрий Назаров и его жена Ольга Васильева. Им пришлось покинуть страну.

В феврале из афиши "Современника" убрали все спектакли с народной артисткой России Лией Ахеджаковой. В марте Ахеджакова сказала, что прощается со сценой. По словам актрисы, ее "убрали из театра", по версии "Современника" — она сама написала заявление об уходе.

В апреле 2023 пост худрука БДТ имени Товстоногова покинул режиссер Андрей Могучий, за 10 лет поднявший театр из руин. Формально у него просто закончился контракт, а к этой дате Минкульт РФ изменил устав БДТ и возложил «общее управление театром» исключительно на его директора. Так что худрук оказался более не нужен. Не иначе как по совпадению Могучий тоже - один из подписантов письма деятелей театра против СВО.

В начале мая в Санкт-Петербурге опечатали двери Малого драматического театра Льва Додина под предлогом якобы обнаруженных недостатков по линии пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. После скандала театр вновь открыли.

С афиш после пацифистских высказываний исчезло имя Данилы Козловского, с репертуара сняты спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева, постановки режиссера Максима Исаева, который в Театре на Таганке высказался со сцены против спецоперации. Чулпан Хаматовой, Андрею Звягинцеву, Ренате Литвиновой, Анатолию Белому, Андрею Смольянинову (Минюст считает его иноагентом) пришлось покинуть Россию. Режиссера Юрия Шехватова осудили на 30 суток за одиночный пикет 24 февраля. 6 марта задержали на 10 суток театрального критика Юлию Осееву.
Самым громким "театральным делом" стал арест в мае 2023 режиссера Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук по обвинению в «оправдании терроризма» за спектакль «Финист Ясный Сокол», получивший две "Золотые Маски". Дело построено на экспертизе "деструктолога" Силантьева, при этом Минюст официально признал эту экспертизу ненаучной. Дело с большой вероятностью стало актом мести Беркович - автору популярных антивоенных стихов
Зачистив сцену от неугодных, патриоты пожелали видеть на ней нечто близкое им.

Театр Романа Виктюка в Москве превратили в призывной пункт - во время частичной мобилизации сцену закрыли на 2 недели, отменив все постановки, сюда свозили мобилизованных. На прочие площадки стал влиять неожиданный фактор - патриотические телеграм-каналы. По доносам в них было отменено несколько спектаклей. В них же бдительные граждане строчили кляузы на артистов, высказавшихся против СВО, например Юлию Ауг, - спектакль „Сад" в Электротеатре „Станиславский" с ней в главной роли отменили после телеграм-доноса депутата Хинштейна. Позже тот же театр отменил детский спектакль режиссера Никиты Бетехтина, который критически высказался о баннерах с буквой Z на фасадах учреждений культуры. Донос на Бетехтина соорудил анонимный канал. Режиссеру пришлось покинуть страну.

Не останется даже следа: Министерство культуры РФ еще год назад заявило, что с афиш исчезнут имена тех писателей, журналистов и музыкантов, которые «отказались от России». Якобы соответствующий запрос поступает от российского общества. И вот уже имя Бориса Акунина убрали с афиш двух российских театров: РАМТа и Александринки.

Что взамен? Патриотическая повестка! В Мурманске постановщикам детского спектакля о Питере Пэне рекомендовали русифицировать имена героев, а вместо Диккенса просят ставить что-нибудь из «советского репертуара».

А в театре Моссовета идет спектакль об СВО Роя и Манучарова. В Магадане нашлись местные таланты: там уже сыграли моноспектакль на актуальную тему с эпическим названием «Днепр течёт в Россию». Пьесу молниеносно сотворил магаданский писатель Чашин, а сыграл член Союза советских офицеров Дадашев.

Вслед торопится Крым, где обещают в академическом русском драматическом театре постановку пьесы Михаила Умнова "Позывной "Свет" - на ту же тему. В Петербурге театр «Ковчег» уже дал спектакль «Радио Паша» - «о бойцах, получивших тяжелые ранения в ходе боевых действий, но нашедших силы жить дальше».

Разумеется, не может обойти тему главный патриот российской сцены худрук театра Олега Табакова Владимир Машков. Он планирует спектакль по мотивам разговоров с бойцами.

А вот в Чайковском Пермского края играть подобное не захотели. Несколько актеров городского Театра драмы и комедии отказались играть в спектакле о событиях на Донбассе. То был не просто спектакль , а постановка по мотивам писателя-комиссара Захара Прилепина и «военкора» Стешина «со стихами и песнями об СВО нынешних авторов». Но труппа отказалась. Главреж непокорных Александр Борисов обвинил артистов в саботаже, но и сам потерял должность. Но вскоре нашел себя - и все тот же спектакль - в Туле. В Тульском ТЮЗе под его руководством постановка-таки состоялась.
Отчего театр оказался на линии противостояния, отчего за инакомыслие артистам мстят так болезненно? Именно в театральном зале рождается ощущение общности. Здесь те, кто шагает не в ногу, чувствуют, что они не одни. А этого власть позволить не может. Но и обуздать живой мир театра ей пока не под силу.
Made on
Tilda